Дилеры столкнулись с проблемой продажи в России сельхозтехники ушедших с рынка иностранных брендов

Дилеры столкнулись с проблемой продажи в России сельхозтехники ушедших с рынка иностранных брендов — уже почти месяц она скапливается на складах и не доходит до аграриев. Сложности возникли после перехода на электронные паспорта самоходных машин (ПСМ) с 1 ноября. Для их получения дилеры должны подтвердить, что уполномочены брендом-изготовителем, хотя те ушли из РФ. У легковых машин таких проблем нет, однако они могут возникнуть в других сегментах спецтехники. В Минпромторге уже прорабатывают временный порядок выдачи паспортов для параллельного импорта.

После перехода с бумажных на электронные паспорта для самоходных машин с 1 ноября иностранная сельхозтехника в РФ застряла на складах, рассказали “Ъ” на рынке. Проблема в невозможности получения электронного паспорта самоходной машины (ПСМ): дилер должен подтвердить, что уполномочен производителем, но большинство иностранных компаний приостановили работу в РФ или покинули рынок.

Председатель правления ассоциации Александр Алтынов поясняет, что сейчас сельхозмашины поставляются силами дилеров из ЕС и других стран — по сути, по так называемому параллельному импорту — и подтверждение «уполномоченности» импортера потеряло актуальность.

По словам господина Алтынова, речь уже может идти о сотне машин (в том числе тракторах и комбайнах).

Сама идея перехода на ЭПСМ и отказа от бумажных паспортов хорошая, признает коммерческий директор «ЭкоНиваТехника-Холдинга» Геннадий Непомнящий, но «к реализации возникли вопросы». До перехода на электронные паспорта выдавать документ могли таможенные органы, но сейчас эта функция перешла только к уполномоченным Минпромторгом организациям, поясняет он.

Согласно приказу Минпромторга, для получения полномочий выдачи ПСМ необходима копия договора «с иностранным изготовителем машины, на основании которого организация выполняет функции уполномоченного изготовителем лица».

В Минпромторге пояснили, что «договор уполномоченного лица определяет, кто несет ответственность за соответствие изготовленной иностранным производителем самоходной машины единым обязательным требованиям безопасности при ее выпуске в обращение на территории ЕАЭС, в том числе РФ». В министерстве добавили, что сейчас совместно с АО «Электронный паспорт» прорабатывают «вопрос необходимости формирования временного порядка оформления ЭПСМ для продукции, включенной в перечень параллельного импорта».

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting напоминает, что смысл получения подтверждения от производителя был в том, чтобы в страну не поставлялся контрафакт. Он также отмечает, что в отдельных сегментах недопоставки новой техники — особенно если такая ситуация затянется — могут оказаться критичными из-за отсутствия российских аналогов.

Читайте также: